БАГРЯНИЦА ЛИДИИ
ДОВЫДЕНКО
«Мой светлый
горячий Донбасс» - действительно свет идёт от самого текста, и жар, как от
степи в полдень, когда солнце в зените – слепящее, обнажённое, обжигающее.
Книга Лидии
Довыденко – сама по себе волны света и жара.
Книга вышла в
чудесном Красноярском журнале «День и Ночь» и в издательстве «ЛИТЕРА-принт».
Лидия Владимировна - прозаик, публицист, литературный критик, секретарь Союза
писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук,
главный редактор литературно-художественного журнала «Берега». Каждое слово
автобиографии – звучит, как поэма.
Каждая запятая –
как музыка.
Всё сочетается и
всё сочетаемо.
Донбасс –
светлый и горячий. Воющий. Защищающийся.
Здесь нет
полутонов.
Есть чудесная,
горькая правда. И она идёт сама по себе – правда идёт дорогой правды. Под
взрывы. Под мины. Под стрельбу. И невероятно мужественную душу.
Да благословен
писатель, который говорил о Донбассе все 8 лет. Каждый день из этих 8 лет.
Стихами говорил. Рассказами. Книгами.
Когда ещё никто
не знал – чем завершится и чем закончится, куда повернёт судьба. Правильно
говорить сейчас о горечи и боли Донбасса. Но ещё правильнее тогда, когда было
неясно, что будет, куда выведет дорога. Куда укажет степь. Куда повернётся
кровавое солнце.
И здесь дело в
позиции.
В позиции, какую
пишущий человек занял 8 лет тому назад, с первого прилёта обстрелов от
укронацистов в Донецк.
У Лидии
Владимировны позиция ровная и твёрдая. За правду. За нашу Z, ещё до z/ Ибо z – это зык, я-зык, я зычу. Я окликаю. Аз
зову тебя. Аз зык, крик, зов.
Позывной! аз
есмь позывной!
И недаром у
воющих донбассовцев позывные, которые заменили имена и фамилии, как в «СЛОВЕ О
ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ»:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю
горазду
суда Божиа не
минути".
На Русскую
землю, на жизнь Всеславову!
О, какое ж
бывало вам прежде насилие от земли Половецкия!
И встало великое
слово Лидии Довыденко за землю Донбасса, встало всей мощью, воспарило лебедем!
Вообще, писатель
– это посредник между правдой и высшей правдой. Это огромное русское сердце
воспаряющее.
«К маме прибежал
домой с водой.
Мама с
изумлёнными глазами:
«Ты ж, сыночек,
стал совсем седой».
Я достаю из
сумочки маленькие кусочки янтаря, и мы с луганскими авторами молча опускаем их
в воды фонтана, в знак нашего литературного братания, духовного единства, общей
судьбы, в знак торжества жизни, в знак того, что художественный мир луганских
авторов оказался способным удерживать в себе живое, вписанное в мир и наивной
красоты, и беззащитности, и доверчивости, и в нравственный выбор, за которым
чистота и свет, мужество и Победа, возрождение из огня.» (глава «Феникс» из
книги)
Сам текст книги
выверен, взвешен, каждое слово светится, как будто видны виноградные косточки
внутри и сочное тельце ягоды. Всё поспевает, только надо в корзины набрать,
сироп сварить, и сладко пальцы светятся, когда книгу берёшь и страницы
листаешь.
Люблю
стройность!
Люблю слаженность!
Люблю тяжесть
текста! И его крылья – белые, ангельские, чистые.
Это правда
правд.
О Донбассе
только так и надо говорить – честно, ярко, блистательно.
У меня же надрыв
и горечь, и слёзы. Поэтому не так ясно и честно. Поэтому учусь!
«А потом автобус
нырнул по просёлочной узкой дороге в туннель лесопосадки, и вдруг впереди с
правой стороны от автобуса я увидела яркую большую птицу с золотым и оранжевым
оперением, сидящую на низкой ветке дерева. Услышав приближение автобуса,
чудесная птица мгновенно исчезла в густой зелени ветвей. «Кто это? Что за
красавица?» – взволнованно спросила я у ехавшего рядом через проход, замкнутого
мужчины с дочерью лет пятнадцати, очень красивой девочкой, но грустной. Мужчина
не очень охотно, но ответил, что это фазан, что их теперь развелось очень
много, потому что никто не охотится, не ходит по посадкам, боясь мины или
встречи с недобрыми людьми. Мне вспомнилось, что согласно мифологии, фазан –
это же наша легендарная птица Феникс, сгорающая в огне и вновь воскресающая,
что для христиан феникс – это символ бессмертия духа, божественной любви и
благословения, Бога-Сына, воскресшего на третий день после распятия…»
Увидеть
птицу-фазана – к жизни и процветанию.
Узреть её
оперение.
Словно прозреть.
Преобразиться.
«Именно любовь к
русским людям обострила его поэтический слух, зрение, воображение. Любовь к
родине вдохновила и определила выбор художественных средств, усилив
наблюдательность автора, вдохнув воодушевление. Как пишет Андрей Чернов,
«сейчас Донбасс – болевая точка русской цивилизации. Не единственная, но,
пожалуй, одна из самых близких к сердцу России – Москве. Может быть, именно
поэтому всё происходящее здесь ощущается больнее и сильнее. И потому
эстетическое, этическое и идеологическое осмысление всего здесь происходящего
свидетельствуют о важном значении событий народно-освободительной войны в
Донбассе для всей русской цивилизации». Восстановление Луганска говорит о
непреодолимой жажде жизни, о непобедимом чувстве единения с Россией. И не зря
здесь говорят: всё будет Донбасс! То есть: Так победим! В Русском Центре
собрались луганские и краснодонские авторы и читатели. Огромное спасибо Андрею
Чернову, ведущему встречи, и Наталье Расторгуевой за то, что они подготовились
к нашему литературному братанию, выпустили буклет с логотипом Союза писателей
ЛНР, литературно- художественного альманаха «Крылья» и журнала «Берега» с
выдержками из моего интервью пор- талу Луганск 1, с репликой писателя, поэта,
критика Григория Блехмана о «нравственном шаге редакции – прописать на страницах
«Берегов» «Берега Новоросии». Наталья Антоновна выступила с приветственным
словом, высоко оценив качество произведений авторов журнала «Берега»,
публикацию луганских писателей и поэтов – «нашего национального достояния».
«Берега памяти, Берега любомудрия, Берега Новоросссии – такая хорошая
ностальгия по созвучию душ, которое было у нас в советские времена…»
Донбасс – это
берег в береге. Это оберег, охраняющий берег России. Ибо фениксы, как сазаны. И
люди – наши русские, читающие и пишущие невероятно яркие произведения. Сама
дружу с некоторыми людьми из этого героического края. Сколько раз слушала их.
Переписывалась с ними. И восхищалась. Вот так просто, по-детски. Как домом. Как
садом. Как песней. Как рекой.
Моя ты любимая
донбасская окраина! Люди здесь доброты и широты невероятной. Леночка
Заславская! Да, милая, сердечная, невероятно талантливая.
Анна Ревякина –
донецкая, чудесная поэтесса!
«5. Мои подарки
из Луганской народной республики
На встрече в
Республиканской библиотеке имени М. Горького Андрей Чернов подарил мне альманах
«Крылья», взмах десятый, издание Союза писателей ЛНР, куда вошли как «мирные»
материалы, так и «опалённые войной». Среди авторов писатели Донбасса, Крыма,
России, Сербии, Германии. В нем приятно было увидеть уже знакомые и родные имена:
Людмила Гонтарева, Елена Настоящая, Елена Заславская, оба Александра Сигиды
(старший и младший), Светлана Сеничкина, Ирина Горбань, Глеб Бобров, Николай
Иванов, Лидия Сычёва, Андрей Чернов, Сергей Прасолов. Андрей Чернов посвятил
статью «Вне забвения» известному поэту Донбасса Павлу Беспощадному, автору
легендарных строк:
Донбасс никто не
ставил на колени,
И никому
поставить не дано…»
И вправду – НЕ
ДАНО!
И теперь о предчувствиях
и предвидениях. Они были, есть и будут.
И писатели
первые стали предвидеть:
«Краматорские
тетради» Александра Сурнина. Читая, погружаешься в трагические события в
течение 2014 года в Краматорске. Автор избрал такое построение книги:
публикация сообщения в СМИ, а затем его комментарии.. Он благодарен своим
коллегам журналистам из Донецка и Краматорска, предоставивших ему свои ресурсы
и архивы. Писатель настаивает на своей субъективности, это его собственная
точка зрения, не претендующая на всеобъемлемость. Это рассказ о войне в одном
городе, отразившем приметы своего времени. Александр Сурнин говорит о том, что
Донбасс сумел защитить себя, несмотря на агрессию и предательство в виде
навязанных со стороны договоров, не подписанных правительством ДНР, о
прекращении огня, а в результате потеря Славянска и Краматорска. А второе прекращение
огня остановило армию ДНР в двух шагах от Мариуполя, когда на деле оставалось
всего ничего – брать лежащий перед тобой город и гнать карателей хоть до Киева.
Вместо этого Донбассу подсунули Минские соглашения…»
ПРО МИНСКИЕ
СОГЛАШЕНИЯ многие так говорили…
Я слышала тоже.
Как о сговоре. Как о несправедливости. И какой-то данной, извращённости в
неправде.
Люди чувствуют
её тоже. Видят.
Неправда была
явной. Пахла порохом и дымом. Она чадила. Она жгла.
В книге Лидии
Довыденко говорится и об этом тоже.
Да мир полон
фейками. Отрицанием очевидного. Наплывом неправд.
Но мы помним
дорогу правды. Она через сердца и в небо идёт. Как не изворачивайся. Неправда,
как металл, можно её расплавить и лишь тогда получишь нужную вещь – подкову,
завиток для ворот, железную дверь.
Правда –
распахивается лишь наружу.
Неправда
запирается внутри и чадит.
«6.Остаться
живыми
Встреча с
луганскими писателями и поэтами в республиканской библиотеке имени М. Горького
ещё длится в моей памяти. Я думаю о том, что Донбасс и Луганск — эта
территория, которая веками принадлежала Донскому казачьему войску. После
революции 1917 года к Украине отнесли русский город Харьков, основанный царём
Алексеем Михайловичем; Донецк, основанный императором Александром II; Николаев,
Днепропетровск и Одессу, которые основаны императрицей Екатериной II. Жители
этих областей до сих пор сохранили дух нации, православные традиции. И если
Донецкая и Луганская народная республики выбрали путь дальнейшей своей жизни с
Россией, а новые хозяева Украины – с Европой, так гордящейся своей
толерантностью, то почему же нет толерантности, нет терпимости? Украина каждый
день убивает тех, кто выбрал принадлежность к русской цивилизации. Это понимают
тайные хозяева Украины – США, и они будут воевать с русской цивилизацией,
руководствующейся не потребительством, а высшими, духовными смыслами, до
последнего украинца. Но в Донбассе очень много веры в Победу: «Всё будет
Донбасс!» – говорят здесь, веря в то, что здесь их дом, их земля, их русские
корни. Поэтому особенно проникновенно звучит стихотворение Светланы Сеничкиной:
Нас гонят из
дома —
Ракетами,
минами,
Блокадой,
разрухой,
Наветами,
«сливами».
Но дом – это
великая русская соборность. «СОНЬМ» - это сбор, собрание, всеединство.
«РАЧЕНИЕ» - любовь. Соньм рачения, сбор во единое, любовь русская.
«Павел
Беспощадный, умерший в 1968, оставил после себя пронзительные строчки, которые
так созвучны сегодняшнему времени:
Я умру на
донецкой земле,
Когда вечность
сотрёт терриконы…
Он сказал о себе
и о тех, кто дерётся за Новороссию. И как созвучна содержанию альманаха
замечательная, завершающая статья Галины Чудиновой о сборнике прозы «Я дрался в
Новороссии». Лейтмотивом альманаха является мысль, что Донбасс в своей
народно-освободительной войне встал на защиту не только своей независимости, но
на защиту человеческого, в человеке, православного образа мышления, чтобы
выстоять и восторжествовать над новым врагом человечества – неофашизмом. «Мы из
Молодогвардейска» – так называется сборник авторов творческого объединения
«Лугоречье», живущих в Молодогвардейске. Среди них не только поэты, но и
художники, фотографы. Им важно сказать: «Мы запомним героев Донбасса навечно»
(Александра Бондаренко), человек, отстаивающий Донбасс – «светлый воин добра»
(Алексей Грищенко), «Пречистым светом озарятся души, ликуя, возвестят – конец
войне!» (Нина Дернович), ополченец – герой стихотворения Ивана Макану, «слышит
плач страны» Надежда Мотович, « Словом полнится душа» у Ивана Самойленко. «Тут
бесконечное личное горе и бесконечный смертельный оскал», «Наступают русские
мальчики, повзрослевшие на ходу» – замечает Александр И. Сигида. Здесь много
замечательных авторов, любящих и отстаивающих свою землю словом: «Я – Донбасс.
Я дочь степного ветра» (Светлана Сидорова), «Здесь умеют в полный рост стоять:
воином-защитником, поэтом!» (Олег Таран). Марина Юдакова на вопрос о мечте
Донбасса отвечает: «о светлом мире на планете», о горе матерей, потерявших
сыновей, пишет Лидия Юшкевич. Планетарно мыслит Александр А. Сигида:
СОЛНЦЕВОРОТ-2014
Отцы не взяли
автоматы
В тот девяносто
первый год,
Когда
политики-кастраты
Пустили Родину в
расход.
Те, кто не
спился в девяностых…»
Итак, про 90-е
годы. Тогда бросили всех. И Украину. И Кубу. И чудесную Азию нашу. И Африку
даже.
Были республики,
что выстояли. Например, Белоруссия.
Но Украину
соблазнили, вывернули наизнанку, сделал государством бандеровцев. Не все
сдались. Кто-то сопротивлялся – молча, шёпотом, громко…
Те, кто громко
либо убиты, либо в тюрьму посажены, либо затаились.
Кого-то сломали.
Кого-то убедили.
Кого-то купили.
Кто-то сам приспособился,
ибо деваться некуда.
Это трагедия.
Прямо говорю. На века. Надолго. И тут дело не в простой вере, в иной силе. В
духе.
В корнях. В
истоках.
Донбасс – это
частица земли, как большая крепость встала на защиту. Людьми встала,
младенцами, городами, дорогами, изрытыми снарядами, степью, шахтами.
Вообще, Донбасс
всегда был элитной землёй. И не только в плане силы. А и материально тоже.
Зарплата шахтёров была высокой. Сравним!
В советское
время шахтеров считали настоящими богачами. Их заработная плата достигала 500
рублей. Некоторым эта сумма может показаться низкой, но вспомните, сколько
стоили в СССР товары и услуги. Тогда на 500 рублей в месяц можно было жить и не
тужить. Далее в 2013 году средняя заработная плата работников угольной
промышленности составляла 5502 гривен, умножим на 4, получается 20 тыс р.
Сейчас у них зарплата до 50-60 руб в месяц и + премии 50%. Элита!
Но не только в
деньгах дело, здесь дело в корнях – это
их земля, их дом. Их высокая МИРОВАЯ СОБОРНОСТЬ. Объяснять в чём эта соборность
и как проявляется, это значит привести пример из текста книги: «За красоту
природы Боково-Платово называют Донской Швейцарией, а если отправиться по
маршруту «Королевские скалы Провальской степи», вы побываете в природном заповеднике
в Свердловском районе, узнаете историю Провальского войскового конного завода,
в храме во имя Святителя Николая Чудотворца. Луганчане гордятся своим земляком
Владимиром Ивановичем Далем. Здесь установлен ему памятник, создан музей, а
университет носит его имя. Книга о В.И. Дале – подарок от республиканской
библиотеки имени М. Горького – «Дорогами судьбы В. И. Даля».
Авторы-составители: Соколова Л. П., Кульбацкая Л.И., Безкровная А.А.,
ответственная за выпуск – Приколота О. В. Издана в Луганске в 2016 году.
Коллективный труд научных сотрудников Литературного музея В.И. Даля, музея,
прошедшего долгий путь к становлению и открытию. Выдающийся лингвист, ученый,
В.И. Даль прожил в своей судьбе несколько жизней: морская служба, медицинская
деятельность, государственная служба, создание словаря, литературная деятельность,
которая сверкает особой гранью – дружбой с А. С. Пушкиным. И эта многогранность
деятельности, огромный человеческий потенциал даны были ему Луганской землей,
где родился этот великий человек, подписывавшийся под своими первыми
произведениями Казак Владимир Луганский. Луганчане, создав музей, заложили
фундамент памяти о нем, или построили мост между предшествующими поколениями и
будущими, по крупицам собирая материалы об учёном, писателе, лексикографе,
этнографе, фольклористе, лингвисте, хирурге, естествоиспытателе, философе и
моряке, общественном деятеле и дважды академике. Владимир Иванович Даль родился
10 ноября 1801 года в семье доктора Луганского литейного завода. Он прожил 71
год, и из этих лет работал над «Толковым Словарем живого великорусского языка»
53 года, параллельно с другими видами его занятий. Создание «Толкового словаря
живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа» сделало его
имя бессмертным. Скромность и деликатность великого человека не позволила ему
оставить подробных биографических сведений, но кропотливый труд коллектива
музея бережно оформил собранную информацию, за что огромная благодарность этим
поистине подвижникам, сотрудникам музея В.И. Даля, за научно-выверенные знания,
за уникальное собрание книг, документов, предметов эпохи…»
И это всё
родное! И это такое понятное, как истоки!
Книга Л. В.
Довыденко составлена так, что каждая деталь волнует, даёт повод к размышлению.
И вся эта раздольная земля, которая по вине Киевской администрации, вдруг стала
поруганной, отвергнутой, подвергающейся бомардировкам. Каждый день люди
стремятся – выжить. Просто не быть убитыми. И они грудью стоят за Пушкина и
Даля, за Булгакова и Пляцковского, за С.С.Немчина, за географа П.А. Гордиенко,
за историка Е.И.Бородина, академика НАН Украины А.М. Богуша, писателя
Н.Г.Самвелян, футболиста В.Н.Трошкина , А.В. Пшеничного! И они спасают нас
тоже.
Но вернёмся к
тексту книги, её глубинам, её течению, её рекам!
Лугань-река! Она
невероятная! Чудесная! Нескончаемая! Стать ею, втечь в неё.
«Луганск – очень
светлый город с просторными улицами и площадями. Я приезжаю сюда на автобусе из
Ростова-на-Дону, преодолевая две границы: Российскую и ЛНР. Автобус на границах
задерживается, медленно движется по убитым дорогам, прибывает на два часа
позже, и все это время мой коллега Андрей Чернов, секретарь правления союза
писателей ЛНР, заместитель главного редактора альманаха «Крылья», литературный
критик, журналист, автор журнала «Берега» ждал меня. Из России я дозвонилась до
него, а в ЛНР в телефоне мне отвечал голос на украинском языке, что неверно
«набран номер». Гостиница «Луганск» почти пустует, к сожалению, немногие люди,
склонные к путешествиям, знают о том, что это культурная столица Донбасса,
здесь много достопримечательностей, и линия огня за тридцать километров…» (Л.
В. Довыденко)
Так начинается с
зачина эта бояновая песнь, эта глубинная мелодия.
Вообще, у каждой
книги есть своя раздольная музыка. И она звучит. Книгу можно слушать, внимать
ей. И она, озвученная, наполняет летом и сиренью. Дубами и каштанами. Туями,
розами, запахами горячего шашлыка, мармеладными дольками ягод, вишнями: «Я
родилась в маленькой белорусской деревне и с детства слышала слово Луганск,
потому что многие молодые люди уезжали «на шахты», отправляясь в забой, а потом
они приезжали в отпуск домой, рассказывая о увиденном. Мой неуёмный характер
часто заставлял моих друзей давать мне определение «стахановка». И снова мои
мысли обращались к Луганской области, к стахановскому движению. И вот пути
Господни привели меня к людям, о которых я бы сказала, что лучше не бывает…»
И впрямь,
стахановка. И впрямь, на передовой…
Что теперь происходит
с Донбассом?
Освобождение!
Часть ДНР и ЛНР
уже освобождены. И скоро всё будет зачищено нашими войсками. Скоро грядёт
победа. Как есть со слезами на глазах и
радостными журавликами в небе. Так случилось, что нам всем сердца изранили как
осколками от мин, летящими в тело мужественного Донбасса. Непокорённого.
Смелого и храброго, как сам князь Владимир Солнышко с его дружиною. И эта
мудрая песнь Лидии Довыденко – куплет к гимну всего Донбасса. А весь гимн ещё
предстоит допеть, дожить, додумать, до воссоздать в книгах и повестях, в
романах и стихах, очерках и эссе.
И Донбасс –
молодой и жаркий, выходящий в степь, под солнце и дожди, молящийся у
Саур-могилы, скорбящий и несмертный, гордый и ласковый, вечный, богородичный,
боговый-иисусовый, Донбасс-младенец и Донбасс-старик, Донбасс-шахтёр и
Донбасс-воин – всё это единая панорама, разворачивающаяся пред нами, как исток
и начало, как матрица и основа – он с нами горячий, вечный, молодой, жаркий и
страстный.
Ибо с ним – Бог!
ПРОЧИТАНО с
Электронного ресурса ] / Л. Довыденко
http://dovydenko.ru/images/stories/zhurnal/Berega22.pdf)
Комментарии
Отправить комментарий